Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Анализ рассказа «Не в сезон» Э. Хемингуэя

Петрушкин А.И., Агранович С.З. «Неизвестный Хемингуэй. Фольклорно-мифологическая и культурная основа творчества», Самара: «Самарский дом печати», 1997.

Рассказ «Не в сезон» повествует об убожестве и скудности, а в конечном итоге — бесплодии американского обывателя послевоенного времени.

Американская чета в Италии пытается развлечься рыбалкой в запретный для ловли форели сезон. На браконьерство их провоцирует вчерашний солдат первой мировой войны, а сейчас люмпен и алкоголик Педуцци. Но осуществить свой план им не удается. По мнению И. Финкельштейна, в рассказе «все» не в сезон», все неладно. С точки зрения центрального для Хемингуэя этического вопроса рассказ может быть воспринят как художественная иллюстрация к тому, как не стоит жить».

Этого откровенно мало, ибо речь здесь идет об устойчивом и явно многоплановом мотиве рыбалки, который проходит через все творчество американского писателя. Если опираться только на текст рассказа, то сама ловля рыбы изначально абсурдна, и не потому только, что она запрещена, а потому, что Педуцци фактически задумал нехитрую аферу с целью выманить у американцев выпивку: сам он рыбачить не умеет и мест ловли не знает. Но это событийный ряд. В основе произведений, связанных с рыбой, рыбной ловлей, мотив этот должен смыкаться с христианским символом рыбы (Христа), который еще в дохристианские времена в мифологии почти всех народов мира устойчиво осмыслялся как символ плодовитости, а потом и возрождения, воскрешения, обновления. Не случайно ранние христиане сделали рыбу символом воскресающего спасителя. (К осмыслению этой глубокой культурно-исторической традиции в творчестве Э. Хемингуэя мы еще не раз обратимся). Но в рассказе глубинный этот мотив неудавшейся рыбалки, непойманной рыбы должен осмысляться как бесплодие, тупиковость, невозможность возрождения, обновления для протагонистов. И. Финкельштейн отмечает, что Э. Хемингуэй... опустил настоящий конец, заключающийся в том, что старик (Педуцци — А. П., С. А.) повесился». Но этот финал сделал бы проблематику рассказа и ее решение — Э. Хемингуэй остро чувствовал это — мелкой, сведенной лишь к констатации факта. Писатель в подтексте снова говорит о бесполости, бездуховности, бесцельности обывательского сознания и, конечно, ненужности его возрождения.

Главка, предпосланная автором рассказу «Не в сезон», повествует о развенчании толпой матадора, который не справился с быком. «Толпа бросилась через барьер и окружила матадора и два человека схватили его и держали, и кто-то отрезал ему косичку и размахивал ею, а потом один из мальчишек схватил ее и убежал» [1, 90].

Здесь осмысляется не только мотив профессионализма в корриде — можно даже сказать, что толпа эту профессиональную корриду развенчивает, высмеивает и изгоняет.

Основная мысль главки 11 заключается не в том, что матадор является плохим спортсменом-профессионалом, а в том, что древняя идея корриды, ее народно-мифологическая традиция утеряна им, как утеряна символическая идея рыбы протагонистом рассказа «Не в сезон». (Не случайно персонажи собираются ловить форель во время нереста — уничтожать жизнь и в прямом, и в переносном, и в фольклорно-мифологическом смысле). И здесь, в самом конце цикла, который назовем условно «Бесплодие», прямо звучит мысль писателя, что для «полых людей» древние истоки народной культуры мертвы. Они превратились в забаву бездельников, служат суррогатом, игровой заменой самой жизни, от которой они отреклись.

А.И. Петрушкин , С.З. Агранович - Не в сезон. Анализ рассказа.


 






Реклама

 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2017 "Хемингуэй Эрнест Миллер"