Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Анализ рассказа «Очень короткий рассказ» Э. Хемингуэя

Петрушкин А.И., Агранович С.З. «Неизвестный Хемингуэй. Фольклорно-мифологическая и культурная основа творчества», Самара: «Самарский дом печати», 1997.

Глава 6 представляет собой, с одной стороны (по логике главок), развенчание неоромантических подвигов и «игры» в войну, а, с другой стороны (по логике рассказов), изображение нравственного краха «дьяволочеловека» — Ника Адамса. И впервые не только в литературе «потерянного поколения», но и во всей западной литературе возникает мысль о заключении сепаратного мира с обществом — войной. Человек, воспитанный буржуазным миром для войны (Ник Адамс), сталкивается лицом к лицу с этим миром, пытаясь наладить оборванные контакты с обществом.

Знаменательно, что первый контакт герой пытается осуществить на уровне и общечеловеческом, и возведенном в ранг святыни лицемерной моралью — это происходит в «Очень коротком рассказе».

Глава 6 и «Очень короткий рассказ» являют собой один из вариантов древнейшей оппозиции «жизнь — смерть».

«Разбитый» на войне герой (его имя даже не названо) пытается найти спасение в любви. Отметим, что рассказ этот, с одной стороны, откровенно грубый, когда герои, увидевшие войну своими глазами, в мирной жизни превращаются в распутную женщину и венерического больного. Но здесь же — обращение к еще одной всемирной культурно-исторической традиции. Пока просто ее обозначим — это тема «любовь сильнее смерти» и международный фольклорно-литературный сюжет об одновременно умирающих влюбленных (Леандр и Геро, Тристан и Изольда, Лейли и Меджнун, Ромео и Джульетта и т. д.). Не случайно Люс и протагонист перед его отправкой на фронт «пошли в собор помолиться (подобно Ромео и Джульетте — А. П., С. А.). Там было тихо и темно, и кроме них были еще молящиеся...» [1, 66]. Но молодой Э. Хемингуэй, прошедший суровую фронтовую школу, этот контакт с миром принять не мог. Писатель на этом этапе творчества не принимает культурно-историческую традицию, в которой всегда благородные герои и идеализированные возлюбленные воссоединяются, и, хотя впоследствии трагически гибнут, но любовь торжествует и оказывается сильнее смерти. Мало того, традиция эта откровенно пародируется и высмеивается в рассказе. Это подтверждается и рассказом «Дома», где, по мнению многих исследователей, появляется отчетливо изображенный герой «потерянного поколения» — Гарольд Кребс.

«Очень короткий рассказ» начинает цикл о людях послевоенного поколения. Это, как и в цикле о воспитании «дьяволочеловека», пять рассказов. Но в этом цикле как бы меняется «музыкальное построение». В сборнике «В наше время» рассказы как бы ведут основную мелодию, а главки осуществляют «биг-бит», т. е. являются четкой джазовой ритмической основой. И ритм к первым пяти рассказам был «война — игра».

Но «ритм», образующий рисунок второго цикла рассказов, — иной. Отзвуком серьезной, страшной войны являются главы 6 и 7. Причем события войны уже (в отличие от «игровых» глав 1—5) даны сквозь восприятие героев — Адамса и Кребса.

А.И. Петрушкин , С.З. Агранович - Очень короткий рассказ. Анализ.


 






Реклама

 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016 "Хемингуэй Эрнест Миллер"