Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Финкельштейн И.Л. Ирония в творчестве Хемингуэя

Проблемы стиля, метода и направления в изучении и преподавании художественной литературы: Материалы докладов XII Науч.-теорет. и метод конференции, организуемой кафедрой рус. литературы. (29-31 мая 1969 г.) / Под общ. ред. проф. А.И. Ревякина ; М-во просвещения РСФСР. Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина.

1. Ирония пронизывает все творчество Хемингуэя. И зарубежные, и советские исследователи неоднократно отмечали, как глубоко писатель ощущал разрыв между мечтой и действительностью, намерением и его реализацией, должным и реальным. Однако тональности хемингуэевской иронии и художественные формы, в которые она воплощалась, изучены еще недостаточно.

2. Трагическая ирония обычно таится в самой основе хемингуэевского замысла и потому раскрывается далеко не сразу. Как правило, она проясняется лишь в поворотные, критические стадии развития действия ("Прощай, оружие!", "По ком звонит колокол", "Старик и море" и др.), а также в те моменты, когда обнаруживается кольцеобразный характер композиций (напр., "Фиеста"). Ирония имплицирована и в заглавиях некоторых хемингуэевских произведений.

3. Ирония может возникнуть и в результате предусмотренного несовпадения позиции автора с позицией рассказчика, а также несоответствия задуманного тона — материалу ("Набережная Смирны", "После шторма", "Иметь и не иметь" и др.).

4. Наряду с иронией, охватывающей все произведение в целом, в нем обычно встречается и ряд пронизанных иронией ситуации, эпизодов и т. п. Значение их может и не выходить за их собственные рамки, но, как правило, они так или иначе связаны с общим замыслом писателя и способствуют его реализации ("В наше время").

5. Можно особо выделить характерную для произведении писателя фигуру "непосвященного"; ирония, возникающая благодаря резкому расхождению комментариев этого персонажа и истинной сущности изображенного, лишь усиливает трагизм произведения ("Непобежденный", "Убийцы", "Старик и море" и др.).

6. Подчас ирония Хемингуэя используется в пародийных целях ("Вешние воды" и др.), она бывает снисходительна (напр., "Десять индейцев"), но способна перерастать и в горький сарказм (напр., "Очень простой рассказ"). Однако наиболее часто ирония Хемингуэя приобретает трагическое звучание.

7. Ирония помогает писателю обнаружить скрытую от самого персонажа несообразность, неразумность его намерения, поступка, суждения. Часто встречаются у Хемингуэя герои, иронизирующие над собой, способные как бы со стороны взглянуть и на свое положение в мире, и на свое к нему отношение. Писатель показывает жестокую иронию жизни, насмехающейся над намерениями, мечтами, замыслами и стремлениями человека.

8. Ирония Хемингуэя всегда обнаруживает различного рода диссонансы и противоречия изображенной писателем действительности. Уже поэтому она органически связана со всем строем его поэтики: стремлением к объективности, скрытой тенденциозностью, преднамеренной неоднозначностью образов, подтекстом и др.

И.Л. Финкельштейн


 






Реклама

 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2017 "Хемингуэй Эрнест Миллер"