Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П. «Американская мечта» и американская действительность (о «Старике и море» и «По ком звонит колокол»)

Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П. «Американская мечта» и американская действительность. - М.: "Искусство", 1981.

В послевоенное время американцы стремились уйти от социальных проблем, заслониться от них мелочами повседневной жизни. Государство это более чем устраивало. Безликая, духовно серая атмосфера, пожалуй, ярче всего была выражена оценкой, которую дал сенатор Хьюберт Хэмфри замечательному произведению Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»: «Почему кого-то должен интересовать старик, которому ничего не удалось достигнуть в жизни». Лозунгом Америки должен стать, по мнению министра обороны страны Уилсона, девиз: «Что хорошо для страны — хорошо для «Дженерал моторс», и наоборот».

<…>

Однако художественной вершиной литературы США, посвященной испанским событиям, стал роман Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Роман Хемингуэя — это произведение о простых людях, о крестьянах, которые бросили свой самый мирный на свете труд, чтобы взяться за оружие, потому что угроза нависла над их домом, а дом их был частью земли, частью страны. Роман рассказал нам, как крестьянин, то есть человек, более других, вероятно, подверженный чувству собственности, в сложном социальном процессе преодолевает это чувство, начиная понимать, что, защищая других, он защищает и себя. В этом плане абсолютно прав критик Б. Гиленсон, когда пишет, что в широком смысле роман «вызывает ассоциации с главами романа Стейнбека «Гроздья гнева».

«Американская мечта» традиционно рассматривается как нечто внутриамериканское: мой дом, моя семья, мое имущество, мой успех. Может быть, в этом коренятся причины традиционно американского стремления к изоляции, к «частной жизни» («прайвэси»). Американский империалистический экспансионизм — участие в подавлении революции в Мексике, авантюры в Юго-Восточной Азии — был, по существу, ударом по демократическим чаяниям народа.

Роман «По ком звонит колокол» тоже вышел за пределы национальных границ, но вышел как воинствующий антипод всякого рода захватническим устремлениям империалистов, фашистов, в том числе и в самих Соединенных Штатах.

Фашизм в ту пору осознавался передовыми американцами не только как итало-германский феномен и не только как беда Европы. Фашизм виделся американцам и как американская возможность: разгул ку-клукс-клана на Юге, гонения на американцев китайского и японского происхождения на Западе, антиевропейские и анти- итальянские настроения на востоке страны. Расизм, как спрут, обвил американскую действительность. Официальная Америка, на словах занимавшая позицию невмешательства, что было равнозначно потворству фашизму, на деле активно противостояла участию лучших сыновей Нового Эдема в Линкольновской бригаде. «Джордан превосходно осознает при этом, что за участие в борьбе против фашистов в Испании его занесут в США в «черные списки» как «красного», — пишет М. Мендельсон. И хоть сам Джордан не приемлет программы коммунистов, умирает он за общее дело. Его предсмертной мыслью было: «Если мы победим здесь, то победим повсюду». Джордан погибает, сознавая, что он дрался за всех обездоленных мира, против всех угнетателей, за все, во что верил, и за новый мир, который раскрыли перед ним.

«По ком звонит колокол» — одно из лучших антифашистских произведений тех лет, классический образец литературы демократического потока славного десятилетия. В это же время выходит еще несколько книг о делах и боях интернациональной бригады. Сюда относится книга Альва Бесси «Люди в бою» (1939). Активно заявил свое отношение к фашизму и к его расовой доктрине Томас Вулф, сотрудничая в «Нью мэссис» и поддерживая испанских республиканцев. Корреспондентами в Испании побывали Теодор Драйзер, Лэнгстон Хьюз и другие.

Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П.


 






Реклама

 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016 "Хемингуэй Эрнест Миллер"