Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Теплых И.Э., Ли Нянь, Мэн Вэй Проблема хронотопа в современной литературе Америки и Китая - (на примере произведений Эрнеста Хемингуэя и Лао Шэ)

V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года

Проблема художественного пространства и времени является одной из важнейших проблем литературоведения. Исследование художественного пространства и времени позволяет увидеть внутреннее единство художественного мира писателя, выявить ряд основополагающих, устойчивых, образов и мотивов его творчества. Хронотоп – существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе [2].

Существует значительное количество научных работ о художественном пространстве и времени, как теоретических, так и посвященных творчеству конкретных писателей. Так, например, проблема хронотопа в творчестве Э. Хемингуэя неоднократно поднималась в литературоведении. Из зарубежных исследований необходимо отметить работу Ф. Карпентера «Хемингуэй и пятое измерение», в которой автор подчеркивает связь хронотопа произведений Э. Хемингуэя с проблематикой его творчества. По справедливому мнению исследователя, в произведениях Э. Хемингуэя 20-30-х гг. так важно «вечное сейчас» – короткий по временной протяженности момент, когда герою открывается сущность мира и сущность его самого («Снега Килиманджаро», «Иметь и не иметь», «По ком звонит колокол»). Из отечественных исследователей, стоит выделить В.Л. Махлина. В своей работе «Формы времени и события в творчестве Э. Хемингуэя», он отмечает, что настоящий момент в жизни героя, который становится центром повествования, вместе с тем содержит в себе в сжатом виде его прошлое и будущее [3]. Рассмотрение пространства и времени в произведениях двух абсолютно разных писателей – актуальная проблема, т.к. существует множество произведений, где пространство и время – это единая целостная система, и только поняв ее, можно увидеть все грани произведения. Цель данной работы – проанализировать и сравнить систему хронотопа в произведениях американского и китайского авторов, и, поняв эту систему, интерпретировать темы, мотивы и ценности этих произведений. Основная задача статьи - показать, как социально-историческая проблематика связана со структурой романов и рассказов писателей.

Произведения Э. Хемингуэя в той или иной степени многогранны, если говорить о таких категориях, как место и время действия. В ранних произведениях Э. Хемингуэя преобладающим типом были линейные пространственно-временные отношения. В произведениях «Иметь и не иметь» и «По ком звонит колокол» автор усложняет хронотоп своих произведений. В романе «По ком звонит колокол», писатель делает в сюжете вставки, которые не относятся к настоящему времени и действию. В книге мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» система хронотопа строится по иному принципу. Описание событий разных времен чаще всего проходит в сознании самого человека. В романах «За рекой в тени деревьев» и «Острова в океане», важнейшие части хронотопа составляют воспоминания.

Герой романа «За рекой в тени деревьев», живет мыслями о своем прошлом: он вспоминает Венецию, старых друзей. Все это составляет один пласт времени и пространства. Второй пласт – его настоящая жизнь, которая представляется как некая иллюзия, сон. Необходимо заметить, что мотив сна является одним из связующих звеньев разных пластов хронотопа во многих работах Э. Хемингуэя. В таких произведениях преобладает один пространственно-временной пласт, а сон позволяет герою проникнуть в другой мир - мир своей молодости, своего прошлого.

Почти во всех выше перечисленных произведениях, мир героев находится на грани крушения, исчезновения. Почти все они обречены на трагическое бытие или гибель, связанные с изменением привычного уклада жизни. Например, в книге мемуаров «Праздник, который всегда с тобой», почти каждая глава заканчивается словами, позволяющими судить о хрупкости предстоящего перед нами мира.

В книге рассказов «В наше время» писатель пытается доказать, что человеческая жизнь – это трагедия. Вся книга наполнена мотивами, которые переплетаются и создают тем самым пространство художественного мира сборника, «послевоенный синдром», захвативший большинство персонажей. Следует обратить внимание тот факт, что в сборнике есть своеобразный «центральный» персонаж – Ник Адамс, который соединяет разрозненные новеллы в общее и единое целое. Адамс – это не просто отдельная личность или автобиографический образ, но представитель целого поколения. На его примере автор хочет показать, что чувствует каждый человек в разные периоды своей жизни, побывав на войне. Э. Хемингуэй намеренно замыкает пространство и время в жизни героя. Несчастье, горе и тяжелые перемены, грозящие ему, очень часто приходят со стороны. В романе «Острова в океане» телеграмма о гибели сыновей главного героя приходит с материка.

Можно сказать, что хронотоп у Э. Хемингуэя – объективный носитель творческого духа произведения. Исследуя пространство и время у писателя, мы выделили конкретные формы содержания в его произведениях, как в направлении единства произведения, так и в направлении объективной причастности творчества Э. Хемингуэя культуре XX века.

Время и пространство являются главными частями в романе, особенно в романе, который рассказывает об истории, об обществе. Писателю нужно описать характер разных периодов, разных стран, чтобы читатели могли понимать точные временные рамки. С помощью времени и пространства появляется образ человека в литературе. В произведении китайского автора Лао Шэ «Чайная», можно наблюдать, как действует литературно-художественный хронотоп в современной китайской исторической драме.

В своем произведении писатель описывает точное время и место действия: это 1988 год в старом Китае в городе Пекине. Писатель начинает описание с такой сцены: ранняя осень и старая чайная. Это время – предвестие спада в экономике Китая. С начала драмы читатель понимает, в каких временных рамках написан рассказ. Все события развиваются под влиянием перемен в обществе. Определить общественные рамки помогает хронотоп. Известно, что использование хронотопа может продвинуть развитие сюжета, повлиять на героев. Именно в этой старой чайной люди проводят свою жизнь. Молодой хозяин продаёт чай, и люди пьют чай по старой привычке, в чайной они общаются друг с другом, разговаривают, играют в шахматы, обсуждают государственные дела. Такое времяпровождение было характерным для богатых людей того времени.

«В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом»[1]. В «Чайной» Лао Шэ устанавливает такой исторический фон, что посредством времени и пространства герой появляется последовательно, и событие следует одно за другим. Когда что-то происходит, люди в чайной боятся, что могут наступить перемены, и одновременно в душе надеются, что их жизнь не изменится. Вместе с тем очевидно, что в жизни людей наступают перемены, и сюжет развивается с учетом изменения времени и пространства. Хотя чайная – это пространственное понятие, но в произведении ее наличие зависит от времени. Происходит революция, некоторые люди хотят жить по-другому. Пожилой хозяин украшает чайную, покупает новую мебель, маленькая чайная уже выглядит по-другому. Эти изменения для хозяина даются с трудом, ведь он изменил привычкам, денег как всегда мало, а покупателей все меньше и меньше. Он не знает, что делать, так как нужно как-то кормить семью. При этом чайная отражает положение дел в городе, и даже обстановку во всей стране.

Драма «Чайная» состоит из 3 частей, каждая часть отражает какой-либо период в Китае, и каждый период времени писатель выбирает специально либо после большой революции, либо после другой большой перемены. Писатель делит сюжеты, связывая их с развитием общества, часто проходит много лет между разными этапами. Может показаться, что сюжеты не связаны, но это не так. Их связывает чайная и люди, которые ежегодно пьют чай в ней. История решила их судьбы. Некоторые хотят встречать новые реформы, некоторые хотят остаться в прошлом, хотя мотивы различные, результат одинаковый – никто не может изменять исторический процесс. Их бытовая жизнь отражает общество во всех подробностях.

В произведении более 50 персонажей появляются на сцене, каждый человек рассказывает о своей жизни. Из судеб каждого отдельного героя состоит судьба всего общества. На наш взгляд, именно по этой причине писатель выбирает чайную как пространство для развития действия в своем произведении. Время проходит незаметно. Хозяин уже старый, и чайная опять обновилась. В этот раз она похожа на кафе. Он слышал, как работает кафе в другом городе, и даже сам побывал в нем. Он понял, что его чайная похожа на кафе, а продаётся в ней только чай. Перемены в чайной схожи с переменами в Китае. Страна была в плачевном состоянии, словно маленькая чайная, и также не могла избежать печальной участи. Каждая часть в произведении начинается после большого исторического события, каждая часть заканчивается индивидуальной трагедией. Нельзя не согласиться с утверждением М.М. Бахтина: «Автор-создатель свободно движется в своем времени; он может начать свой рассказ с конца, с середины и с любого момента изображаемых событий, не разрушая при этом объективного хода времени в изображенном событии»[1]. В данном произведении сюжет рассказывается не по ходу развития общества, а имеет свой временный фон. Как начинается рассказ, зависит от того, какой исторический момент писатель хотел бы выбрать. Писатель свободно начинает свой рассказ, и в дальнейшем ограничивает время и пространство как угодно, таким образом, читатель не переключает внимание на другие события.

Многие главные герои независимо от национальности, социальной принадлежности живут мыслями о прошлом и боятся смотреть в будущее. Они тяжело переживают наступление перемен. Проблема преодоления губительного времени, на наш взгляд, так и не нашла своего решения у данных авторов.

Анализ системы хронотопа в произведениях американского и китайского авторов позволяет глубже раскрыть темы, мотивы и ценности этих произведений, понять идею автора. Можно утверждать, что социально-историческая проблематика связана со структурой романов и рассказов писателей. В рассматриваемых произведениях хронотоп является методом, посредством которого можно осознать, почувствовать историю и проблемы героев.

И.Э. Теплых, Ли Нянь, Мэн Вэй

Список литературы

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html. Дата обращения: 27.11.2012

2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975.

3. Махлин В. Л. Формы времени и события в творчестве Э. Хемингуэя



 






Реклама

 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016 "Хемингуэй Эрнест Миллер"