Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Мультфильм "Старик и море" российского режиссера получил премию Оскар

В Доме кино прошел первый в Москве послеоскаровский показ анимационного фильма Александра Петрова по рассказу Эрнеста Хемингуэя "Старик и море". Петрова встречали как нового кинематографического гуру от мультипликации.

Новый российский оскароносец Александр Петров родился в Ярославской области, в селе Пречистое. После окончания художественного факультета ВГИКа работал на киностудиях Еревана и Свердловска. В 1987 году, в тридцать лет окончил Высшие режиссерские курсы. Уже его дипломный фильм "Корова" (по Андрею Платонову) попал в оскаровскую номинацию. Через пару лет там же оказалась другая его анимационная лента — "Русалка".

Петров, как ученик Юрия Норштейна и представитель российской школы анимации, известен своей приверженностью большой литературе и серьезному кино. Еще один его известный фильм — "Сон смешного человека" — поставлен по Достоевскому. Тем более приятно, что его работы имеют успех у американцев, чьи "мультяшки" выросли из совсем другой традиции.

Александр Петров Старик и море Хемингуэя

Впрочем, Петров совсем не чужд и того, что считается принадлежностью детского развлекательного кино. В Ярославле он создал детскую мультстудию "Панорама", и ее выпускники уже получают призы на анимационном фестивале "Золотая рыбка". Однако самому Петрову работать на родине становилось все труднее. Получив заказ от канадцев на постановку "Старика и моря" по Хемингуэю, режиссер два года провел в Канаде со своей семьей (его сын работает художником, жена — директором и промоутором), а также оператором Сергеем Решетниковым. "Старик и море" — канадо-японо-российская копродукция, но Россия участвует в ней не деньгами, а исключительно талантами режиссеров и художников.

Итак, "Старик и море" четвертый фильм Александра Петрова. Четыре фильма, две номинации и один Оскар — уникальный результат для любого кинематографиста, тем более российского. Уникальна и техника в которой он работает. Петров — один из немногих мультипликаторов, который снимает в технике "живой живописи". Каждое изменение слоя краски на стекле дает ощущение движения и жизни в кадре. Техника сложная и очень медленная, поэтому 22-минутный фильм снимался два с половиной года, а бюджет ленты составил $5 млн.

Уникальность "Старика и моря" заключается еще и в том, что мультфильм снят на пленке самого широкого в мире формата — 70 мм. Этот формат предназначен для специальных кинотеатров Imax, которых в мире пока что не более двухсот. В этих кинотеатрах в основном показывают научно-популярные фильмы про животных, космос, водопады, небо, вертолеты, машины — словом, про всякие чудеса природы и технического прогресса. Считается, что благодаря тому, что этот формат пленки обладает фантастическим разрешением, у зрителей создается эффект присутствия. Именно в этом формате увидели "Старика и моря" американские академики. В России же пока нет кинотеатров способных демонстрировать фильмы этого формата, поэтому полноценный прокат откладывается на неопределенный срок. К тому же в России продюсеры разрешили Петрову только "клубные показы", и в Доме кино он демонстрировал вариант, перегнанный на стандартную пленку 35 мм.

Аншлаг в Доме кино случился небывалый. В последние годы он бывает крайне редко, а на показах мультипликационных фильмов не бывает почти никогда. На сей раз публику приманил образ провинциала-затворника, увенчанного "Оскаром": образ, который каждому легко примерить на себя. Поздравить Петрова пришел даже оскаровский лауреат Никита Михалков. Его появление было обставлено по-президентски торжественно. Минут за пять в фойе Дома кино появился его заместитель Дмитрий Пиорунский, который со значением сказал Петрову, так чтобы слышали все: "Никита Сергеевич обещал скоро придти поздравить земляка". Так и случилось. Михалков поздравил и вспомнил, что он — "рыбинский". Имелось в виду, что под Ярославлем, где живет Петров, у Михалковых было имение.

Дальше началось удивительное. Петров, который уже явно привык к свалившейся на него славе, начал отказываться от интервью и вообще всячески отмахиваться от наседавших журналистов. Михалков неожиданно взял сторону прессы и начал разговор с Петровым, по виду приватный, но превращавшийся по ходу беседы в полноценную пресс-конференцию. Михалков задал множество вопросов, и пользуясь тем, что Петров не мог отказать собрату по Оскару, журналисты получили хотя бы минимально необходимую информацию. По мнению жены Петрова, которая все время дергала мужа за рукав и сетовала на присутствие телекамер и диктофонов, он наговорил "даже много лишнего".

Но рассказы о диковинной заморской технологии сподвигли Михалкова пригласить фильм "Старик и море" на Московский фестиваль. Обсудив техническую сторону фильма и решив призвать "Лужкова за четыре месяца построить в Москве кинотеатр пригодный для показа фильмов на 70-миллиметровой пленке", Михалков и Петров перешли к обсуждению сугубо личного и наболевшего: к "реальному голосу российской провинции". "Я очень провинциальный художник",— гордо сказал Петров. "Сегодня, чем дальше от центра, тем чище и естественнее",— торжественно возвысил голос Михалков. И тут же приглашение одного фильма на МКФ переросло в предложение сделать ретроспективу всех фильмов, то есть всех четырех.

Александр Петров Старик и море Хемингуэя

Но сам "Старик и море" публике не очень понравился. После просмотра лучшего англоязычного мультфильма прошлого года зал ограничился довольно скромными аплодисментами. Возможно, конечно, причиной стало то, что "Старик и море" был представлен не в том киноформате, в котором его увидели американские академики. Но скорее всего, российскому режиссеру не простили сугубо американской упрощенности в трактовке литературного сюжета. Наша публика привыкла к совершенно иной глубине и сложности "литературных" мультипликационных фильмов, в немалой степени благодаря самому Петрову, его "Корове" по Платонову и "Сну смешного человека" по Достоевскому. Невнятно рассказанной политкорректной истории о том, что и старый человек является полноценным членом общества, показалось недостаточно.



 






Реклама

 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2022 "Хемингуэй Эрнест Миллер"