Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Пасодобль со смертью

Коррида

Федерико Гарсия Лорка сказал как-то, что на арену для боя быков "каждый вечер является смерть, окруженная ослепительной красотой". Действительно, коррида - это театрализованное представление, где у каждого своя роль, а кульминация спектакля - смерть, но даже к такому спектаклю нужна музыка. Оформление этого "спектакля смерти" обставлено с исключительной пышностью и начинается с красочного парада "пасельо" под звуки страстного испанского танца Пасодобль.

Испанская культура всегда предпочитала вкус смерти, вызова и риска. Вот и конкурсный пасодобль, как "вызов", технически очень сложен для исполнения. Пасодобль - единственный бальный танец, где есть сюжет. Воинственный, сдержанный ритм пасодобля ("на два (пасо) шага (добль)" - почти шаги марша) и, несомненно, родственный фламенко.

Все фигуры Пасодобля символически изображают корриду, имитируя движения тореро на арене:

"атака", "удар мулеты", "сюрпляс" (переступание с ноги на ногу), "экар" (уклонение), "плащ", "вероника" (движение плаща тореадора вокруг его корпуса) и т.д.

Танец насыщен короткими, резкими телодвижениями партнера, он играет главную роль, и красивыми, более мягкими выразительными, можно сказать податливыми движениями дамы, которой отведена роль второстепенного плана. От танцующих Пасодобль, требуется огромная эмоциональная отдача. Недаром, многие танцоры говорят, что после танца, кажется, что все эмоции, чувства, покинули тело, осталась лишь пустота... Ну вот примерно так должен выматывать танец...:



"Espana Cani" (Цыганская Испания) Паскуаля Маркина Нарро (1925) - это самый знаменитый пасодобль и не только в Испании, и мне кажется, что он абсолютно "соответствует" тем трем частям проходящей корриды. Сам автор увлекался этим действием, но, как ни странно посвятил это произведение своему цыганскому другу, уважаемому цыганскому барону Хосе Лопесу - поэтому название пасодобля иногда "удивляет", но в эту историю пока не будем уходить. Хочу предложить посмотреть превосходное! исполнение по всем канонам этого танца спортивной парой из Польши ( Малитовски и Леунис).


Пасодобль

Вскоре ни одна коррида, ни одно торжественное мероприятие, ни один праздник не обходился без этой музыки пасодобля "Espana Cani", завоевавшей сердца испанцев.

В любой пасодобле разыгрывается маленький спектакль: ведущий в танце "матадор", а женщина двигается как "плащ" матадора, защищая мужчину от смерти. Или же, можно сказать, что этот танец отождествляет смертельную схватку - корриду, которая превращается в подобие трагического "танца" со своей "божественной" ( как ее определил Лорка) геометрией и обязательными фигурами. Действительно, все как в танце: знатоки оценивали мастерство тореро и по изяществу исполнения таких фигур, и по степени их рискованности. Пропусти матадор быка под мулетой ( клинок с плащем ) чуть дальше от себя, чем принято, - он трус, чуть ближе - покойник.


Хосе Томас удар быка

Можно по-разному относиться к корриде (разговор вовсе не о ней), но без этого "истинно испанского" не обойтись - "каждый вечер является смерть, окруженная ослепительной красотой".

УДАР БЫКА И СМЕРТЬ
Било пять часов пополудни.
Было точно пять часов пополудни.
Принес простыню крахмальную мальчик
в пятом часу пополудни.
И корзину с известью негашеной -
в пятом часу пополудни.
А над всем этим - смерть,
одна только смерть
в пятом часу пополудни.


Федерико Гарсиа Лорка
(Перевод М. Зенкевича)


"В корриде немыслим модерн, поиски нового, кажется, только легендарному Манолете разрешено было ввести новую "lancio" (новую позицию), пируэт, носящий сейчас его имя: "мано-летинас".

Свои пируэты, антраша, адажио, фуэте, за которыми знатоки следят и не прощают ошибок, как не прощают танцовщику, будь он самим Нижинским. Только там это — количество пируэтов, высота прыжка, а здесь — количество сантиметров от рога быка и степень величавого спокойствия, с которым тореро, после очередной вероники, отходит, не оборачиваясь, от разъяренного быка. И то и то — искусство. Искусство движения, искусство поз, но рядом с быком — еще и преодоление страха."

(цитата русского писателя-имигранта В. П. Некрасова из "Взгляд и нечто")

Манолете

Речь пойдет о жизни и любви легендарного испанского матадора Манолете.

Мануэль Лауреано Родригес появился на свет в испанском городе Кордоба в 1917 году.

В одиннадцать лет юный Мануэль понял, что его судьба — арена. Четыре поколения мужчин в его семье были тореро. Тогда, возможно, юный мечтатель и не подозревал, что ему суждено не просто прославиться, но стать непревзойденным матадором. Его дядя и дед были также матадорами, хотя не такими уж известными, и оба носили имя Манолете. Мануэль (уменьшительное от которого Манолете или же Маноло) также приходился внучатым племянником для легендарного в 19 веке матадора Хосе Родригеса, которого называли еще Пепете.

Манолете на арене

Но Манолете превзошел своих родственников в известности, он также стал олицетворением всего испанского. У Манолете была своя неподражаемая техника укрощения быка. Когда рассвирепевшее животное мчалось на Манолете, он оставался неподвижным и до последнего спокойно смотрел на жертву, держа красную мулету за спиной. Буквально в последнюю секунду уже в сантиметре от рогов, Манолете молниеносно и изящно манипулируя мулетой, заставлял быка отступить, при этом сам оставаясь на месте. Глядя на этот смертельный номер, зрители смеялись и плакали одновременно. Этот прием знатоки корриды до сих пор называют Manoletina.

Манолете не боялся заглядывать в глаза самой Смерти (к тридцати годам у него уже было 30 ранений). Публика никогда не видела человека, который с таким достоинством и безмятежностью стоял бы перед нападающим быком весом в полтонны.

Манолете не просто любили, его боготворили, в двадцать лет он стал национальным героем Испании. Вся его жизнь в какой-то момент превратилась в огромную арену, где он неизменно выступал в роли победителя. Женщины падали к его ногам, но Манолете нужен был настоящий противник. И судьба преподнесла ему подарок — встречу с Люпе Сино.



Манолете и Сино

Люпе Сино : О ней говорили: "На треть она Ава Гарднер, на треть — Кармен и на треть — большая проблема!" Мог ли тореро устоять перед таким вызовом?

Антониа Брончало Лопесино (таково подлинное имя актрисы) была обладательницей роскошной копны темно-каштановых волос и огромных зеленых глаз. Она была похожа на ангела и на демона в следующую минуту... - ее характер выдавал в ней Настоящую Испанку! Люпе Сино ничуть не уступала Манолете в темпераменте. Они познакомились в баре "Чикоте". В знаменитом баре "Чикоте" в Мадриде, где собирались писатели, художники и журналисты, знаменитости, чтобы выпить и обсудить последние военные сводки, и который во времена генерала Франко стал на долгое время приютом для падших женщин...

Хемингуэй и Ордонес
Хемингуэй на корриде
Манолете и Домингин
Манолете и Домингин перед "дуэлью"

"...Мне всегда приятно было посидеть у Чикоте... Без

сомнения, это был лучший бар в Испании, а может быть, и

на всем свете, и все мы, его завсегдатаи, были очень к нему

привязаны. Напитки здесь были восхитительные."

( Э. Хемингуэй "Разоблачение" )

С момента первой встречи Манолете и Сино в баре "Чикоте" и до самой смерти тореро их любовь была страстной корридой, где победительницей всегда становилась сама ЛЮБОВЬ.

Жозелито, предшественник Манолете, сказал потрясающе:

"Худший враг тореро – это женщина. Женщина, как сладкое вино, дурманит твой разум и сковывает ноги, она лишает тебя живости соображения и быстроты реакции".

Мать Манолете и другие матадоры недолюбливали Сино, преимущественно из-за того, что считалось, что женщины-актрисы - женщины "не тех нравов", которые становятся женами... Но Манолете видел в своей возлюбленной только совершенные черты - это была роковая любовь, жаль только ее "век" был отмерен только в полтора года...

Чтобы не потерять славу (ему исполнилось 30), Манолете вынужден был проводить бои, все больше балансируя на грани жизни и смерти. Ведь зрители корриды любят как раз такие бои, в которых матадор вполне реально может погибнуть. Публика владела им, и он делал все, что она от него требовала. А она требовала от него смерти.

А очень скоро у Манолете появился новый соперник по корриде – торерос Луис Мигель Домингин, ставший героем романа "Фиеста" Эрнеста Хемингуэя. Переменчивая публика стала говорить, что Луис Домингин более отважен. Кстати, именно Домингину принадлежит известная фраза:

"Зрители, толпа – это зверь! Она, как бык, только без его благородства и изначально опаснее".

Итак, Манолете по требованию публики, вступил с Домингином в противостояние в выматывающей серии коррид, которая началась в Витории, и которая должна была закончиться в Линаресе, 28-го августа, 1947-го года.

В тот роковой день, в Линаресе, Манолете выступал великолепно. Публика начинала день с оваций Домингину, но с каждым своим пассом, каждым своим жестом, Манолете переманивал любовь публики на свою сторону, приковывая внимание аудитории своим мастерством. Он проводил шестой бой с очень опасным противником (600кг-м быком по имени Ислеро). Настало время последнего удара Манолете выполнил это блестяще, ударив быка под правым рогом самым трудным из всех способов. Его лезвие вошло идеально, и самое лучшее выступление великолепной карьеры подошло к концу. Но Ислеро сделал неожиданное, смертельное движение головой, рогом, попав в пах, был подброшен в воздух, а на землю перед ногами быка упало недвижимое тело. Еще несколько раз Ислеро вогнал свои рога в тело Манолете, и только после этого сам бык упал замертво.

К утру следующего дня, в пять часов, Манолете умер медленной, болезненной смертью.

Люпе Сино семья Манолете не позволила попрощаться с любимым, она находилась в соседней комнате, а он шептал: "Антонсита…", - не подозревая, что их разделяет лишь стена. Ему так и не скажут о том, что все это время она была в соседней комнате - молилась о чуде, которое так и не произошло. Люпе Сино даже не позволили присутствовать и на его похоронах.

Но их союз уже давно получил благословение небес. Их любви посвящали песни, слагали стихи…, но помнят Манолете, а вот имя возлюбленной испанцы не хранят в памяти...

В 2007-м году вышел на экраны фильм "Манолете" (Пенелопа Крус и Эдриан Броуди в главных ролях) , где очень хорошо (на мой взгляд) удалось показать полтора года любви знаменитого матадора, удивительно похожи актеры на своих героев.

Манолете

Про Люпе я нашла очень мало информации: прожила она еще 12 лет (умерла в 42 года), снялась всего в четерех фильмах, но навсегда осталась в памяти испанцев только как "роковая красотка".

Согласитесь, ведь по сути все наши битвы — междоусобицы, а коррида — война миров.

Мавзолей Манолете в Кордове
Мавзолей Манолете в Кордове

"Во всех странах смерть означает конец. Она приходит - и занавес падает. А в Испании - нет. В Испании занавес только тогда и поднимается. Множество людей живут в Испании, словно запертые в четырех стенах до самой смерти, лишь тогда их вытаскивают на солнце. Мертвец в Испании - более живой, чем мертвец в любом другом месте земного шара: его профиль ранит, как лезвие бритвы. Шутки о смерти и молчаливое ее созерцание привычны испанцам... все наиболее значительное обладает в Испании последним металлическим привкусом смерти".

(Федерико Гарсиа Лорка)

Манолете (2008)


Пасодобль со смертью

О следующем знаменитом тореро читайте здесь.

Источник: Лу-Лу Прада


 






Реклама

 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2017 "Хемингуэй Эрнест Миллер"